С чего начинался запрет на торговлю ценными бумагами в эпоху санкций
19 сентября 2023
Просмотров: 2363
Доходность типовых
портфелей,
На 1 апреля 2022
Тип портфеля
общ.
год.
Консервативный
14,75%
-4,85%
Умеренный 1
33,12%
-4,87%
Умеренный 2
32,30%
-5,88%
Агрессивный
38,68%
-6,84%
19 сентября 2023
Просмотров: 2363
Автор – Илья Назаров, юрист, управляющий партнер GPCG. Спикер Клуба инвесторов, 2023
Практически с самого начала всем известных событий 2022 года российские инвесторы, торгующие иностранными ценными бумагами через свои зарубежные счета, были повержены в шок – 1 марта 2022 года Указом Президента РФ №81 был установлен общий запрет на ЛЮБЫЕ операции с ЛЮБЫМИ ценными бумагами, совершаемые с лицами из “недружественных” стран (49 стран, включая все страны ЕС на дату написания этой статьи). Таким образом, инвестиционная торговля была полностью парализована под угрозой применения штрафа в размере 70-100% от суммы, потраченной на покупку или вырученной от продажи инструментов после издания упомянутого указа (санкция статьи 15.25 КоАП РФ, действующая на момент запрета).
Но уже 18 марта 2022 года к резонансному Указу Центробанком было выпущено Официальное разъяснение 2-ОР, которым было установлено, что торговля ценными бумагами разрешается, но при условии, что она осуществляется с зарубежных счетов, о которых сообщено российским налоговым органам, а также, что покупаемые и продаваемые ценные бумаги должны храниться у иностранного депозитария (условие фактически соблюдается в отношении всех иностранных ценных бумаг, покупаемых и продаваемых через иностранных брокеров).
Выдохнувшие российские инвесторы снова воспряли духом и возобновили свою рутинную торговлю иностранными бумагами.
В 2023 году инвесторы задекларировали как положено в налоговой декларации 3-НДФЛ (подается ежегодно с 1 января до 30 апреля) полученный в 2022 году доход от такой инвестиционной торговли и начали готовить отчет о движении денежных средств и иных активов по своим зарубежным счетам (подается ежегодно с 1 января до 1 июня).
И вот 3 марта 2023 издается новый Указ Президента РФ №138, который устанавливает, что (в общих чертах) без разрешения Центробанка или Правительственной комиссии теперь нельзя совершать сделки с «…акциями российского акционерного общества, облигациями федерального займа, облигациями российского эмитента, централизованный учет прав на которые (обязательное централизованное хранение которых) осуществляется российским депозитарием, инвестиционными паями российского паевого инвестиционного фонда (далее также – российские ценные бумаги)» и ТЕПЕРЬ САМОЕ ГЛАВНОЕ, что положения того самого Указа Президента РФ №81 «…применяются к сделкам (операциям) с российскими ценными бумагами и еврооблигациями, <…> если российские ценные бумаги и еврооблигации учитываются и (или) хранятся иностранной организацией, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги, и расчеты по таким сделкам (операциям) осуществляются по счетам, открытым в иностранных финансовых организациях.»
То есть по сути выглядит так, что Указ №138 отменяет исключения, действовавшие с 18 марта 2022 года, но только если покупаются/продаются «российские ценные бумаги», как об этом прямо и говорится в самом Указе.
Перечитали инвесторы этот Указ №138 (а формулировки в нем, как нам известно, допускают порой даже «троякое» толкование) поняли, что многих из них он все-таки мало касается, т.к. торгуют они в основном акциями и облигациями иностранных эмитентов и с российским фондовым рынком их мало что связывает, и продолжили благополучно свою торговлю по зарубежным счетам зарубежными ценными бумагами.
И вдруг как гром среди ясного неба – ОФИЦИАЛЬНОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 28 МАРТА 2023 №1-ОР, в котором в рамках разъяснения Указа №138 устанавливается, что «…с даты вступления в силу Указа № 1385 (03.03.2023) подпункт 1.11 пункта 1 официального разъяснения Банка России от 18.03.2022 № 2-ОР не подлежит применению в части сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги».
И с этого момента не до конца понятно, можно ли продолжать совершать сделки с иностранными ценными бумагами или нет.
Мое мнение – такие сделки продолжать совершать МОЖНО! И Вот почему!
Если исходить из того, что ВСЕ сделки с иностранными бумагами запрещены, то получается, что Банк России фактически не разъяснил бы Указ №138, а установил бы новую норму права, а он НЕ наделен на это полномочиями в силу Указания Банка России от 3 марта 2022 г. № 6081-У “О порядке подготовки официальных разъяснений Банка России”, п 1.3 – Официальные разъяснения Банка России не являются нормативными актами и не могут устанавливать нормы права.
Важный момент – предметом регулирования Указа №138 являются правоотношения, связанные со сделками, совершаемыми ТОЛЬКО с «российскими ценными бумагами», это прямо следует из п 1 текста Указа. Текст Указа не содержит упоминания об иностранных ценных бумагах. П. 1.11 Официального разъяснения 2-ОР устанавливает, что 1.11. ограничения, содержащиеся в Указе № 81, не распространяются на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги <…>, если ценные бумаги хранятся у иностранного депозитария, иностранного банка, иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предполагающих (осуществляющих) учет прав на ценные бумаги, их хранение за пределами территории Российской Федерации.
Таким образом, было бы логично сделать вывод, что действительно п. 1.11 Официального разъяснения 2-ОР перестает применяться с момента принятия Указа №138, НО только для российских ценных бумаг, а конкретно для тех, которые указаны в пп 2 п 2 Указа №138. Об этом, как я писал выше, также говорится и в самом Указе – п 11 – Положения подпункта “б” пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 81 “О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации” применяются к сделкам (операциям) с российскими ценными бумагами и еврооблигациями, совершаемым резидентами или лицами, которые находятся под их контролем, с лицами недружественных иностранных государств, если российские ценные бумаги и еврооблигации учитываются и (или) хранятся иностранной организацией, имеющей право в соответствии с ее личным законом осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги, и расчеты по таким сделкам (операциям) осуществляются по счетам, открытым в иностранных финансовых организациях.
Этот пункт косвенно как бы говорит о том, что для «российских ценных бумаг» Указ 81 возобновляет свое действие. Такая вот юридическая техника и такое ее толкование!
Вместе с тем, на практике не исключается возможность и иного толкования, при котором Указ №138 будет являться «запретительным» для всех сделок, однако, искренне убежден, что в этом случае за правдой непременно стоит обращаться к судебным органам (правовым нигилистам напомню «дело Кузнецовых», ставшее уже нарицательным, длившееся с 2017 по 2021 год, в нем точку поставил Конституционный Суд РФ, встав на сторону налогоплательщика и справедливо разобравшийся во всех вопросах).
13 октября Илья Назаров выступит на Клубе инвесторов. Вы можете присоединиться к дискуссии очно или онлайн.
Обсудим главные вопросы частных инвесторов – как сохранить капитал, куда инвестировать, а также юридические и налоговые нюансы.
Регистрируйтесь ЗДЕСЬ!
11 октября, очно в Москве
Клуб инвесторов, 2024
Стратегии защиты и роста капитала в России и за рубежом, возможности для инвесторов в 2024/2025
Подпишитесь на нашу рассылку
Раз в неделю мы будем присылать подборку статей по личному инвестированию с анализом трендов на мировых рынках и экспертными мнениями консультантов
Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном материале, могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, инвестиционным целям. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Личный капитал» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в настоящем материале, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.