Как вести совместный бюджет
15 мая 2018
Просмотров: 2414
Доходность типовых
портфелей,
На 1 апреля 2022
Тип портфеля
общ.
год.
Консервативный
14,75%
-4,85%
Умеренный 1
33,12%
-4,87%
Умеренный 2
32,30%
-5,88%
Агрессивный
38,68%
-6,84%
15 мая 2018
Просмотров: 2414
“Тинькофф-журнал” собрал истории читателей о том, как они ведут совместный бюджет, находясь в отношениях или в браке.
Владимир Савенок, финансовый консультант и генеральный директор компании “Личный капитал”, дал профессиональную оценку приведенной модели.
Нет никакого правильного способа вести совместный бюджет. Есть только способ, который подходит обоим партнерам.
В статье собраны различные варианты: когда супруги зарабатывают поровну, по-разному или вообще зарабатывает кто-то один.
Петр и Ирина вместе 3 года. Они воспитывают сына, но не расписаны. Петр не предлагал, да и Ирина не хотела рисковать имуществом. Она уже 10 лет развивает свой бизнес — у нее два обувных магазина, — а недавно купила квартиру и начала строить загородный дом.
Петр работал директором в строительной компании, но уволился и решил открыть свою фирму. Дела идут не очень: город, в котором живет пара, небольшой, рынок уже поделен.
Ирина с сыном пока не страдают, она даже в декрете сама обеспечивала себя и ребенка. Общего бюджета у пары не было, каждый покупал что-то по возможности. В ресторанах или кино платил тот, кто пригласил. Продукты домой заказывали каждый сам для себя: Ирина не ест мясо и постоянно худеет, а Петр, наоборот, любит мясное.
Раньше Петр снимал квартиру, в которой они жили с Ириной, но потом необходимость в аренде пропала. На ремонт Ирининой квартиры он отдал сбережения, а сейчас понимает, что напрасно. Возможно, проблемы с работой затянутся — еще пара месяцев и ему придется просить в долг у Ирины или брать кредит. Еще есть вариант договориться о разделении совместных трат, но, пока дела не пойдут в гору, обсуждать это бессмысленно.
Владимир Савенок рекомендует – нужно следить за расходами и обсуждать крупные траты:
“Если Ирину раздражает, что Петр зарабатывает мало или редко, пара должна это обсудить. Например, договориться, что Петр пытается развить свой бизнес в течение 6 месяцев, а Ирина берет семейные расходы на себя.
Если за полгода ситуация не улучшится, Петру придется выбирать: либо снова стать наемным работником, либо предложить Ирине помощь в ведении обувного бизнеса. Его опыт может быть полезен.
Вообще мне неясно, как в принципе возможно, чтобы в серьезных отношениях один брал в долг у другого. Кто-то называет это раздельной моделью бюджета, но, на мой взгляд, такой не существует. В семье всегда есть то, что оплачивается совместно, а если таких расходов нет, нет и самой семьи как института с общим хозяйством.
В остальных случаях существует два вида семейного бюджета: общий и смешанный. При общем все доходы партнеров складываются в один котел. При смешанном — только их часть, остальное каждый использует по своему усмотрению.
Смешанный вид бюджета подходит на начальном этапе. В это время двое присматриваются друг к другу, но еще не доверяют полностью. Через 3—5 лет, когда страсть утихнет, у пары есть два пути: либо разойтись и искать другого партнера, к которому возникнет полное доверие, либо продолжать жить вместе и перейти на общий бюджет.
Я считаю общий бюджет самой здоровой и во всех отношениях выгодной моделью. Но чтобы пара процветала, кто-то один обязательно должен следить за всеми расходами и определять ключевые траты, обсуждая их с партнером”.
Костя и Катя встречаются год. Зарабатывают одинаково, но Костя с самого начала отношений платил за рестораны, концерты и кино, заказывал домой еду во время совместных выходных. Когда пара решила съехаться, заговаривать про разделение этих расходов ему показалось странным. Ребята условились только о том, что за съемную квартиру будут платить пополам.
В итоге все остальные общие нужды остались на Косте. Он тратит деньги на развлечения, мелкий ремонт квартиры, расплачивается со своей карты за продукты в магазине. Недавно забронировал билеты и отель для отпуска.
У Кати после платы за квартиру остаются свободные деньги. Она покупает одежду, в прошлом году два раза поменяла телефон и даже откладывает на машину. Костя за нее рад, а за себя не очень. Он хочет сломать устоявшуюся систему, но не знает, что предложить взамен. Когда он пытался поднять эту тему, Катя обиделась: ей как женщине важно чувствовать, что мужчина о ней заботится.
В России до сих пор считается неприличным говорить о деньгах внутри романтических отношений: девушки думают, что парни будут считать их меркантильными, парни думают, что это не по-мужски.
Но бюджет нужно обсуждать с самого начала. Если у людей одинаковая зарплата и одинаковая возможность за себя платить, то должно быть естественным скидываться на общие дела поровну. На дворе 2018 год, идея того, что мужчина должен обеспечивать женщину и это признак «настоящего мужика», стара и неактуальна. Как и сами концепции «настоящей женщины» и «настоящего мужчины».
Представление о том, что женщина — слабое существо, за которое несет ответственность кто-то другой, вредит самим женщинам и приводит к выученной беспомощности. И если Катя и Костя поженятся, а Костя продолжит нести финансовую ответственность за Катю, однажды она может оказаться в очень зависимом положении.
Зависимость одного партнера от другого разрушает самооценку обоих партнеров и отношения. Она приводит к иерархии в паре, упрекам, психологическому и физическому насилию. А проблема насилия в России очень велика.
Катя, на мой взгляд, должна учиться быть самостоятельным человеком, который может сам о себе позаботиться. Костя не должен с самого начала за все платить.
Но вообще, ситуация этой пары нетипичная. Сейчас в России разрыв в зарплатах мужчин и женщин составляет 30%. И если мужчина на схожей должности получает больше женщины, он должен осознать: это происходит не потому, что он от природы профессионал, а его партнерша нет, а потому, что в патриархальном обществе так сложилась экономическая ситуация.
Мой муж зарабатывает в два раза больше, чем я. Мы объединили все доходы, вычли из них общие расходы и выделили независимые средства для каждого. Так никто не обесценивает другого. А если появится ребенок, то отпуск по уходу за ним мы, возможно, возьмем по очереди и так, чтобы его длительность была пропорциональна нашим зарплатам.
Ольга и Валерий живут в Екатеринбурге, воспитывают двоих детей. Она работает в банке, он журналист, их зарплаты примерно одинаковые. От первого мужа Ольга получает алименты на старшего ребенка.
После обязательных платежей у Ольги остаются деньги на себя. У Валерия тоже всегда есть личные средства. Они хранятся на карте, которая привязана к счету жены, — так с покупок обоих копятся мили. Если в этом месяце Валерий заработал сверх обычного, излишек тратит как хочет. Такая система мотивирует его больше работать и зарабатывать.
Дарья — эксперт по налогам, Тимофей — инженер связи. Они женаты год, живут в Екатеринбурге, зарабатывают одинаково и раньше скидывались на ведение хозяйства. Но потом устали определять, какие траты совместные, а какие личные, и теперь считают все общим. Деньги хранят на отдельных картах, но каждый за что-то платит. За что — зависит от ситуации. Например, Тимофей выбирает в интернете товары для дома и расплачивается со своей карты, а если Дарья идет мимо магазина, то покупает продукты со своей. Все эти расходы заранее обсуждаются и планируются, а спонтанные согласовываются.
Когда у одного из супругов кончаются деньги, другой переводит ему на карту со своей. Так же поступают, если кому-то нужно купить обувь или телефон. На мелкие личные расходы у обоих уходит меньше 10% зарплаты, принцип тот же: кому проще достать карту, тот и платит.
Примерно 20% от бюджета пара откладывает. Этой весной Дарья и Тимофей поедут отдыхать в Грецию. Накопили еще в прошлом году, тогда же купили дешевые билеты. А после поездки начнут копить на первый взнос по ипотеке. Его планируют внести в конце 2019 года.
Вот что Дарья и Тимофей говорят о своем бюджете:
В начале года мы завели гугл-таблицу. Посчитали наши годовые доходы и запланировали крупные расходы, например путешествия и покупку техники.
Так мы вычислили, сколько остается на текущие траты. Их поделили по категориям и прикинули, сколько нужно на каждую. Например, мы знаем, что наша кошка ежегодно съедает 18 кг сухого корма, около 100 пакетиков жидкого и использует 60 кг наполнителя. Вместе с плановым осмотром у ветеринара получается около 20 тысяч рублей в год.
Каждый месяц мы заполняем 4 столбика в таблице: постоянные траты, дополнительные (лекарства, что-то из одежды и для дома), развлечения и накопления (квартира и отпуск). В начале месяца прикидываем, сколько потратим по каждой категории. Некоторые суммы не меняются из месяца в месяц, но мы оставляем 5—7 тысяч на непредвиденные расходы.
В тридцатых числах открываем аналитику мобильного банка и вносим фактические расходы в гугл-таблицу. Иногда они получаются больше запланированных, но чаще всего мы остаемся в плюсе. Этот излишек переходит на следующий месяц.
Полная версия материала – в источнике: journal.tinkoff.ru
Запись встречи
Клуб инвесторов, 2024
Недвижимость и фондовый рынок в России и за рубежом, возможности для инвесторов в 2024/2025
Подпишитесь на нашу рассылку
Раз в неделю мы будем присылать подборку статей по личному инвестированию с анализом трендов на мировых рынках и экспертными мнениями консультантов
Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном материале, могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, инвестиционным целям. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Личный капитал» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в настоящем материале, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения.